Как правильно учить аппортировке? Может статейку кто подбросит какую? У меня щенку без 2х недель три месяца. Щенок ... болонки (только без шуточек!). Я заметила, что у неё очень хорошо развито "аппортировочное чувство", так сказать. Она все, что не найдет, тащит себе в гнездо (иногда аж на второй этаж), все свои игрушки, что разбросаны по комнатам, собирает в маленькие кучки. Приносит мячик или любую другую игрушку. Иногда прям выплёвывает в руки, а иногда бегает кругами и не даёт. У меня до этого было ещё две таких шавки - болонка с кокером. Первая очень любила играть с мячиков, но никогда не отдавала - бегала кругами и дразнила, у кокеры в щенячьем возрасте я пыталась натаскать, но сама по себе аппортировка у неё отсутствовала как таковая, и если ничего съестного нет, то и мячик она вместе со мной посылала далеко в з... ну это не важно. А у этой малышки прям дар какой-то. Я боюсь его загубит неправильным обращением. Подскажите, как правильно у неё это влечение развить, а?
Со щенком можно играть в "апортики" следующим образом. Для игр взять не мячик, а игрушку, которую используют в ИПО, мячик на шнурке (только, наверное, можно сделать мячик поменьше, а то стандартный-то рассчитан на крупных собак, болонке-щенку еще в рот не влезет). Впрочем, сами догадаетесь, в чего удобнее играть. "Голый" мячик неудобен тем, что его выковыривать из пасти довольно сложно, ухватиться не за что. Просто играть в какие попало палки на улице тоже не стоит. Они могут оказаться грязными, с заусенцами, да мало ли чего. Игрушка должна быть "родной". "Заводя" щенка на игру, вы привлекаете внимание его игрушкой, и, давая возможность схватить ее, можно командовать "апорт" или любую другую команду, которую Вы будете использовать в дальнейшем, чтобы собака приносила вещь. Когда щенок схватил вещь, вы сразу отдаете ему ее, затем можно использовать стремление к борьбе, чтобы собака немножко поупорнее действовала, пытаясь вырвать вещь из рук. Но всегда следует сделать так, чтобы собака "победила" - отняла игрушку. Это нужно вовсе не для того, чтобы собака потом лучше делала хватку и была более настойчивой, как это стремятся сделать тем же путем у служебных собак (вернее, спортивных). Но щенок после этой маленькой борьбы в виде перетягивания игрушки привыкает к настойчивости в достижении цели. Теперь, как сделать, чтобы щенок, научившийся отнимать вещь, добровольно ее отдавал. Я собакам, и заинтересованным в игре, и не очень, все равно "объясняю" так. Когда я учу собаку играть в апортики, она у меня всегда находится на поводке, ибо если она будет не на поводке, не факт, что удастся ее побудить приносить игрушку мне, а не убегать с вещью, приглашая меня погоняться за ней. Вот эти игры я не рекомендую развивать, потому что закрепляются они легко, а отучить убегать с вещью бывает значительно труднее. Да это и совершенно естественно! В дрессировке следует помнить, что на всякое Ваше действие будет противодействие, и это противодействие мы, дрессировщики, и используем порой, сами того не осознавая. Отвлекусь немного от "апорта". Например, мы "затягиваем" хватку собаки, пытаясь тянуть рукав или жгут на себя. Мы пятимся, если щенка нужно подозвать к себе. Наверное, многие замечали, что у них собаки, если к ним подходить или тянуть к ним руки, постараются увернуться. Вот эту особенность и следует учитывать, когда дрессируете собаку без принуждения. Щенок, заполучив игрушку, от приближающегося хозяина, скорее всего, попытается увернуться. Это естественная реакция. Но Вы, наверное, уже приучили щенка подбегать и гоняться за Вами, если вы прячетесь, убегаете или хотя бы пятитесь от него? Ведь подход по команде к хозяину у щенка проще всего выработать именно так. Если не приучили еще, то попробуйте. Подошедшего (догнавшего Вас) щенка хвалите, погладьте, дайте кусочек чего-нибудь вкусного. Причем, делать это надо так, чтобы щенок получал не протянутый ему к носу кусок, а, стремясь его получить, вынужден был бы еще сделать движение, чтобы дотянуться к лакомству, которое вы будете давать, в процессе дачи его щенку приближая руку с лакомством к себе или даже делая при этом дополнительный шаг назад. Это приучает щенка ближе подходить к человеку и стремиться к его ладоням, а не бояться их (эх, жаль нет фотографии для иллюстрации). Теперь, если щенок научился устремляться за убегающим хозяином, он скорее всего сделает то же самое и с игрушкой в зубах. Если попытается удрать - для этого есть же поводок. Который, кстати, нужно научиться держать так, чтобы собака в нем не путалась, не наступала на него и т.п. Но, привлекая к себе щенка за поводок, не забывайте "призывно" удаляться и ласково звать к себе. Игрушку у подошедшего к Вам щенка можно забрать следующим образом. Заранее готовите в одной руке лакомство, зажав его так, чтобы щенок не видел. К подошедшему, но не отдающему игрушку щенка Вы протягиваете свободную от лакомства руку и беретесь за предмет, который он не желает отпускать. Подаете команду "дай", и тут же подносите к носу щенка вкусный кусок лакомства (кусок должен быть действительно настолько желаем, чтобы челюсти сами собой разжались :), а для этого подумайте, какой степени голодности должен быть щенок, и за какой вид лакомства он "душу продаст"). Игрушку следует быстро и незаметно убрать, кусочек быстро скормить, причем так же, как и при подзыве, делая небольшое движение назад (шаг назад и приближая руки к своему корпусу, чтобы щенок вынужден быть еще ближе шагнуть к вам). Именно это движение быстрее научит щенка подносить вещь к рукам. Типичные ошибки. Первая - погоня за щенком, схватившим предмет. Вторая - слишком резкие движения поводком, бросание предмета слишком далеко, когда щенок сам напарывается на рывок поводком. Не надо, поэтому гоняться за расстоянием броска, главное - научить щенка сразу (!) после схватывания вещи машинально бежать к хозяину, а не делать прыг-скок в сторону, чтобы вдоволь порезвиться, а потом подумать, стоит ли вообще подходить к хозяину. Третья ошибка - неумение точно рассчитать, когда и как совершить "обмен" на лакомство, неумение подобрать такую вкусность, которая привлечет щенка больше чем игрушка. Четвертая ошибка - попытка вырвать вещь из пасти подошедшей собаки. Реакция будет прямо противоположной - собака научится классически увертываться от рук. Какие еще ошибки может сделать начинающий дрессировщик, порой ни за что не догадаться. Поэтому и универсальных советов дать никто не может, а то бы давно профессия инструктор вымерла бы за ненадобностью. Безусловно, есть другие способы поощрения за принесенную вещь, я использую этот, поскольку мне это удобнее и привычнее. Итак, если Вы научите щенка приносить Вам апортики и отдавать их в руки, ну а дальше что? Можно усложнить задачу, не только увеличивая расстояние, но и пряча предмет, побуждая собаку его искать. Как знать, может быть, это умение собак искать предмет с Вашим запахом как-нибудь и пригодится, например, собака найдет оброненные ключи. Можно научить собаку складывать поднесенные "апорты" в сумку или коробку. На прогулке желание играть с "апортом" можно использовать как способ тренировки собаки, а также как средство для отвлечения от нежелательных действий. Например, собака с большой страстью к апортировке легко отвлекается от желания рвануть за сородичами. Это можно использовать, чтобы собака не шастала на прогулке от собаки к собаке, ища себе развлечение самостоятельно. Играя с собакой на прогулках, Вы делаете себя центром внимания, и собака предпочитает общаться с Вами, а не пастись на ближайшей помойке, лезть к прохожим или гоняться за встреченными по дороге собаками. Вот собственно и все, что я могу порекомендовать в письменном теоретическом виде. Сложно давать советы, не видя собаку и не зная возможностей хозяина. Если есть желание заняться дрессировкой вообще, даже и с декоративной собакой, можно разучить с ней цирковые номера. Если нет опыта, но есть желание, это лучше всего может помочь сделать москвичам моя коллега Нина Кадыкова, т.к. сама она выдрессировала по интересной программе своего скай-терьера.
Консультации ведут дрессировщики УКЦ "Собаки-помощники инвалидов"
|